Педагогическое
Много всякого всего норовит воспитать у детей умная наука педагогика. Причем в разные времена и по разным географиям и этносам — совсем не одно и то же. Я не стану здесь углубляться в ЭТИ различия эпох и народов — все они общеизвестны и легко находятся с помощью Google.
Но кроме тех зверушек, коих норовит старшее поколение поселить в беззащитных детских душах, зачастую зверушек злых, хищных, а то и просто дурацких, существует педагогический зверек, который взялся невесть откуда, и живет сам по себе, и никакая СИСТЕМНАЯ педагогика его, кажется, не пестует, но именно он меня и интересует больше всего.
Зовется этот зверек «чувство человеческого достоинства». Что библейская педагогика, что советская, воспитывали все, что угодно, кроме этого чувства. Не верите? Найдите мне его хоть в одном учебнике. Нет, у отдельных-то педагогов найдете несомненно! У В.А.Сухомлинского, например. А вы — в официальных учебниках системной педагогики… в первую очередь — в методиках. Фигушки…
Причина понятна: каким должно быть содержание СИСТЕМНОГО воспитания и образования ВСЕГДА определяет ВЛАСТЬ. А власть, какой бы она ни была, не нуждается в народе, обладающим чувством человеческого достоинства. Да нет, это слабо сказано. Она БОИТСЯ такого народа. Это чувство в массовых масштабах всегда окажется «угрозой национальной безопасности» (читай — «угрозой самой власти»). И мне не то удивительно, что у разных народов целые поколения вырастают, старятся и умирают, не имея понятия об этом чувстве. А то мне удивительно, что отдельные особи человеческие вполне полноценно им обладают. Вопреки всему. Вот жив ведь курилка, и умудряется самостоятельно передаваться из поколения в поколение… отдельных особей.
Так что в данном разделе предполагаются короткие заметки преимущественно об этом странном зверьке… а уж с какой частотой… как получится.
Согласен с Вами полностью в отношении отечественного образования. В лучшем случае оно готовит «плебеев с аристократическими замашками»©.
Испытываю некоторое недоумение по поводу «полного согласия». Боюсь, написанное Вами вообще не имеет отношения к моему посту.
Я писал о педагогике, но никак не об «образовании». Даже термин «образование» употребил единственный раз, да и то вскользь, «заодно». Просто чтобы указать, что не только системное воспитание. но и системное образование определяется властью. Однако, образование меня в данном случае вообще не интересовало — я писал именно и только о воспитании. Да и Вы, собственно, говорите об «отечественном образовании», а в «расшифровке» Вашей обнаруживаются исключительно результаты воспитания.
Но понимаете ли какая штука, можно воспитывать «плебеев с аристократическими замашками», и при этом давать им вполне качественное образование — плебеями от этого они быть не перестанут. Да и откуда взяться «патрициям» в стране, где их вырубили под корень? Ни за одно, ни за два, ни за пять поколений «патрициев» не воспитать. Это как лесозаготовки. Вырубить обширную делянку корабельного леса можно за один сезон. Но вырастить на ней же корабельный лес — это многие десятилетия нужны.
Образование включает в себя по меньшей мере обучение и воспитание, поэтому я и обобщил эти два понятия в своем комментарии. А вообще, чтобы с Вами дискутировать необходимо договариваться о правилах как в преферансе, границах исследования как в науке, и прежде всего, как говорил Декарт — о понятиях. Научные и околонаучные споры на Вашем сайте сплошь проникнуты несоблюдением принципа предварительно оговаривания правил.
У каждого слова может быть сколько угодно смыслов. Но значение у него одно (омонимы не рассматриваем). Так вот, я пользуюсь значениями. А если кому-то нужны отличающиеся от значений смыслы, то ему и карты в руки — за ним инициатива «договариваться о правилах».
Вам может КАЗАТЬСЯ, что образование включает в себя вот то, что Вы написали. Но это просто не так. Хотя бы потому, что может быть обучение, не связанное с образованием. А уж воспитание сюда и подавно — никаким краем. Воспитывать можно и кошку, но образованием это трудно назвать. А человека можно обучать правильно дышать при ходьбе, но в образование это тоже не очень впишется.