Свежие комменты
Счетчики



Счетчик PR-CY.Rank
Счетчик PR-CY.Rank

Картина мира

Эта страница — для тех, кто что-то смыслит в философии, или хотя бы хочет что-то смыслить. Всем остальным здесь будет скучно.

Чтобы не плутать в терминологических дебрях, в разных пониманиях одних и тех же терминов, введем свой простой язык.

Скажем так (постулируем):

  • Есть некие сущности — бесчисленное множество. По происхождению первичны, по факту существования зависимы только от среды в целом.
  • Любая сущность нуждается хотя бы в одном своем отражении.
  • Есть отражения (сущностей). По поисхождению вторичны, по факту существования зависимы как от среды, так и от породившей их сущности.
  • Отражения сущностей могут различаться степенью адекватности. Полностью адекватное отражение создает ИДЕАЛЬНЫЙ (нематериальный) дубликат сущности.
  • Мир состоит из сущностей, их взаимодействий друг с другом и с их взаимными отражениями.

Вот, собственно, и вся картина мира.

Любое изменение, любой процесс есть такое взаимодействие. Сущности материальны. Их отражения — идеальны. Где граница между ними?

Сущности существуют сами по себе — то есть, независимо от отражений. Их отражения существуют лишь постольку, поскольку существуют отражаемые ими сущности и — внимание — некая сущность, способная отражать. Исчезла сущность первого рода (отражаемая) — понятно, что нет и ее отражения: НЕЧЕМУ отражаться. Исчезла сущность второго рода (отражающая) — нет и отражения — НЕ В ЧЕМ отражаться. Но не наоборот: исчезло отражение еще вовсе не значит, что исчезла какая-то из его сущностей.

У сущности может быть множество отражений. У отражения — любого — есть только две сущности — та, которая и вызвала к жизни именно это отражение (первого рода) и та, которая является носителем этого отражения (второго рода).

На конкретном примере и бытовом языке поясню так. Вы наклонились над лужей и отразились в воде. Имеем: вы — сущность первого рода; вода — сущность второго рода; ваше отражение в воде. Первые две материальны, последнее — идеально. Убери воду — отражения нет. Отойдите от лужи — отражения нет. Но если просто поставить экран между вами и лужей, то вашего отражения опять нет, но на вашем самочувствии это не скажется, и луже от этого тоже ни жарко, ни холодно.

Зачем все это? Зачем новый язык, если материалистический взгляд на мир уже имеет общепринятую систему терминов?

Затем, что классика, на мой взгляд, в данном случае просто слегка хромает. А, может, и не слегка. Допустим, я вполне согласен с ленинским «единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью». Хотя уже здесь присутствует недосказанность. А именно: если нечто является объективной реальностью, вытекает ли отсюда, что оно материально? У меня — так нисколько не вытекает. И это настолько принципиальный нюанс, в ряде случаев размывающий границу между материальным и идеальным, что он должен быть отработан особо! Но у Ленина он опущен.

А теперь возьмем еще и ленинское же «материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». Вот вопрос, и он же — точка противоречия: чужое сознание (как и мое) есть категория идеальная, поскольку сознание вообще противопоставлено материи в традиционной материалистической картине мира. Но это «чужое сознание» для меня (и для массы ДРУГИХ сознаний) существует ОБЪЕКТИВНО, и, мало того, что оно для нас — часть объективной реальности, так оно ж еще и дано нам в ощущении! Например, если это чужое сознание ВЫДУМАЕТ смерть близкого мне человека и доведет свою выдумку до меня как свершившийся факт, это не просто вызовет у меня «ощущение» — это может меня убить. На деле же человек тот жив-здоров, и я имел дело всего лишь с выдумкой — продуктом чужого сознания.

И что теперь у нас «в твердом осадке»? А вот что: некое сознание, существуя объективно и производя ощущение, по Ленину вроде бы подпадает под определение МАТЕРИИ! B тогда главный вопрос философии — о первичности того или другого — просто утрачивает смысл. Подробнее...

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.